Вопросы эксперту: как удержать сотрудников

Мы предложили предпринимателям задать вопросы о том, как сохранить сотрудников в компании, и попросили руководителя отдела продаж hh.ru Анну Любанову на них ответить. В этой статье мы расскажем, как удержать сотрудника после обучения и убедиться, что новый работник разделяет ценности вашей компании.

Как удержать сотрудника в компании после обучения

«Сотрудник приходит без опыта, вы тратите время на его обучение, и, как только он начинает представлять собой что-то, он сразу начинает искать по сторонам, кто заплатит больше. Как на входе понять, что человек не будет тебе благодарен за обучение? Как оставить у себя сотрудника после обучения?»*

Ответ эксперта

Сотрудник может покинуть компанию после обучения по нескольким причинам.

1. Он изначально рассматривал вашу компанию как временный этап для получения опыта

В этом случае стоит пересмотреть процесс подбора. Подумайте, готовы ли вы брать сотрудников без опыта и инвестировать время и ресурсы в их обучение и развитие. Если да, то рекомендуем заключать дополнительное соглашение, где будет прописан минимальный срок работы после завершения обучения. Это защитит вас и даст уверенность, что сотрудник останется в компании на комфортный для вас период.

2. Сотрудника не устроили условия работы

Иногда то, что сотрудник услышал на собеседовании, отличается от реальности. Например, оказалось, что выполнить весь объём задач можно, только если работать сверхурочно. А на это кандидат не рассчитывал. Чтобы избежать разочарования и помочь сотруднику быстрее освоиться в коллективе, важно продумать, как будет проходить его адаптация, предоставить подробную информацию о рабочем месте и задачах и поддерживать открытый диалог.

Пропишите план адаптации. Установите чёткие шаги для каждого этапа, чтобы сотрудник понимал, какого результата от него ждут во время испытательного срока.

Установите амбициозные, но достижимые цели. Ставьте задачи на короткие и длительные сроки, чтобы сотрудник видел прогресс и понимал, как его работа влияет на общие цели.

Назначьте наставника. Лучше, если наставник будет помогать новичку 1–2 месяца, пока идёт адаптация, чтобы сотрудник всегда мог получить поддержку и ответы на вопросы.

Проводите регулярные встречи один на один. На них можно узнать, как сотрудник себя чувствует, с какими трудностями сталкивается, и обсудить пути решения.

Проводите анонимные опросы. Это поможет выявить, как сотрудник ощущает себя в коллективе, есть ли недопонимания внутри команды.

Организуйте встречи с руководителем. Это поможет следить за выполнением плана адаптации и скорректировать процесс при необходимости.

Как узнать, поддерживает ли сотрудник ценности компании

«Как понять, что сотрудник разделяет ценности компании?»

Ответ эксперта

Для компании важно, чтобы сотрудник разделял её ценности, — это помогает создать команду единомышленников, которые стремятся к общей цели. Поэтому лучше выяснить на ранних этапах, общие ли ценности у кандидата и вашей компании.

Спрашивайте на собеседовании. Попросите кандидата объяснить, почему он выбрал именно вашу компанию. Например, спросите, что его привлекло в вашей компании или какие из ваших ценностей ему наиболее близки. Это даст представление о том, насколько кандидат разделяет и понимает ваши корпоративные принципы.

Обсуждайте ключевые ценности. Перечислите несколько ценностей, которые важны для вашей компании, и попросите кандидата рассказать о своих собственных ценностях и опыте.

Приводите примеры. Попросите кандидата описать конкретные ситуации, в которых он проявил те или иные ценности. Например, если вы цените командную работу, спросите о случае, когда сотруднику пришлось работать в команде, и о том, какой вклад он внёс в общий результат.

Используйте кейсы для оценки. Придумайте кейс или ситуацию, которая поможет вам оценить поведение кандидата в заданных условиях. Например, если ваша компания ценит честность, дайте кандидату кейс, где требуется принять непростое решение, и посмотрите, как он будет действовать.

Всегда ли существует причина увольнения и как её выявить

«Люди регулярно уходят без какой-либо причины или не говорят, что хотят уйти. И причины в основном разные...»

Ответ эксперта

Если вы точно не знаете, почему уходит сотрудник, можно провести прощальное интервью и выяснить реальные причины увольнения. Они действительно могут быть разными, давайте разберём подробнее самые распространённые из них.

Выгорание. Если сотрудник выгорел, это может быть связано с нехваткой мотивации или неправильно распределёнными задачами.

Определите, что именно мотивирует сотрудника, и старайтесь предложить ему такие условия или задачи. Если сотруднику не нравится его должность, предложите ему перейти на другую позицию внутри компании. Так вы вернёте его интерес к работе и оставите сотрудника в компании.

Условия труда. Следите за потребностями своих работников и проводите анализ рынка и предложений конкурентов. Старайтесь постоянно улучшать не только материальные аспекты — зарплату и дополнительные бонусы. Обеспечьте сотрудникам комфортное рабочее место с пространством для отдыха, организовывайте тимбилдинги, предоставьте льготы, например ДМС и компенсацию транспортных расходов.

Атмосфера в коллективе. Регулярно проверяйте настроение и удовлетворённость сотрудников, чтобы понять, есть ли проблемы внутри коллектива. Токсичные сотрудники, даже если они сильные профессионалы, могут негативно влиять на общий климат и продуктивность команды.

Разместите вакансию

и умные алгоритмы hh.ru помогут найти сотрудников

Что делать, если ваше мнение о работе расходится с мнением сотрудника

«А что делать, если мнение сотрудника о процессе работы расходится с представлениями руководства?»

Ответ эксперта

Когда ваша точка зрения не совпадает с точкой зрения сотрудника, важно найти способ договориться. Вот что можно предпринять, чтобы наладить взаимопонимание и решить возникшие разногласия.

Активно слушайте. Уделите внимание тому, что говорит сотрудник. Постарайтесь понять его точку зрения и причины разногласий.

Обсуждайте и аргументируйте. Объясните, почему ваше мнение отличается и какие факторы повлияли на ваше решение. Подробное обоснование поможет сотруднику лучше понять вас, и это уменьшит напряжённость в общении.

Регулярно проводите обратную связь. Организуйте регулярные встречи с сотрудниками для обсуждения их предложений и замечаний. Это поможет выявить и решить проблемы до того, как они станут серьёзными.

Создайте культуру открытости. Поощряйте открытое и честное общение в команде. Убедитесь, что сотрудники чувствуют себя комфортно, выражая свои мысли и предложения, и что их мнение ценится.

Нужен совет?

Если у вас тоже есть вопросы к экспертам hh.ru, задайте их в этой форме.


* Авторская стилистика всех вопросов сохранена


Больше материалов для предпринимателей