Путь соискателя к отзывам: результаты исследования о работе с обратной связью
Основные сценарии поведения. Когда соискатели читают отзывы
Мы изучили поведение соискателей и пришли к выводу, что часто они изучают отзывы о работодателе при устройстве на новую работу. Причём, по наблюдениям, пик чтения отзывов приходится на момент мэтча — когда соискатель откликнулся и получил в ответ приглашение на собеседование.
Этап 1. Поиск и отклик
Соискатели начинают тщательнее изучать отзывы о работодателях, если заинтересовались конкретной вакансией в компании.
Соискатели, которые массово откликаются на вакансии, обычно читают отзывы, только если случается мэтч — тогда они изучают больше информации о работодателе.
Однако есть и те, кто придаёт отзывам на этом этапе больше значимости. Такие соискатели считают отклик выражением серьёзных намерений по отношению к компании, поэтому изучают отзывы до того, как проявить свою заинтересованность в вакансии.
Этап 2. В ожидании собеседования
Этот этап — самый активный в отношении отзывов. Получив приглашение на интервью, соискатель старается узнать как можно больше о компании, причём ищет как официальную информацию на сайте или в соцсетях работодателя, так и неофициальную — в отзывах бывших и действующих сотрудников.
Соискатели, которые получают несколько приглашений на интервью, ориентируются на отзывы, чтобы решить, стоит ли идти на собеседование.
Наконец, отзывы помогают соискателю лучше подготовиться к интервью и составить вопросы к работодателю.
Этап 3. После собеседования, в ожидании офера
После интервью у соискателя достаточно официальной информации, которой делится рекрутер. Отзывы помогают дополнить картину или ответить на вопросы, которые не удалось задать во время собеседования.
Отзывы помогают принять решение тем, кто сомневается: если работодатель предлагает в офере не очень высокую зарплату, хорошие отзывы о компании и корпоративной культуре могут компенсировать это. Как правило, чем больше у соискателей опыта в конкретной сфере, тем лучше они распознают «сигналы» в отзывах и тем больше отзывы влияют на принятие решения.
Соискатели, которые принимают офер, могут читать отзывы, чтобы убедиться в правильности своего решения и похвалить себя за выход в компанию с лучшими условиями: например, когда на новом месте работы отличное оборудование или бесплатное питание.
Этап 4. Выход на новую работу и адаптация
На этом этапе интерес к отзывам значительно снижается. Чаще всего соискатели используют их, чтобы сравнить, насколько мнения других сотрудников совпадают с их собственным и с реальностью.
Также отзывы способны стать дополнительным источником информации о льготах и бонусах в компании или способом оценить, правильного ли работодателя в итоге выбрал соискатель.
Этап 5. Стабильная работа
Некоторые сотрудники, которые работают в компании продолжительное время, начинают изучать отзывы о других работодателях, когда задумываются об увольнении. Кстати, это может быть и способом убедиться, что на текущем месте работы всё хорошо и увольняться не стоит.
А некоторые просто любят время от времени читать отзывы о своих бывших работодателях и следить за жизнью в компании после своего ухода.
Почему соискатели читают отзывы
А что вообще служит триггером для изучения отзывов о работодателях? Мы выделили основные причины, по которым соискатели чаще всего обращаются к отзывам.
Одна из основных причин — предыдущий негативный опыт: возможно, в какой-то компании не совпали ожидания с реальностью. Чтобы не повторять ошибок прошлого, соискатель может полагаться на мнение людей, которые уже взаимодействовали с работодателем или работали у него и могут поделиться впечатлениями.
Ещё один распространённый сценарий — когда описание вакансии непонятное или неполное. Соискатель ищет ответы на интересующие его вопросы в отзывах сотрудников и пытается в целом понять, стоит ли доверять работодателю.
Отзывы также помогают, если сама работа предполагает дополнительные риски, например физически тяжёлые или опасные условия труда. В таком случае соискатель может изучать отзывы, чтобы понять, насколько в компании заботятся о здоровье и как обеспечивают безопасность сотрудников.
Кстати, слишком идеальные отзывы также могут насторожить: если в компании всё настолько хорошо, зачем увольняются сотрудники и почему появляются открытые позиции? «Идеальный» имидж работодателя с оценкой 5,0 порой вызывает даже больше вопросов, чем компании с рейтингом 4–4,5.
Формула ценного отзыва: какие отзывы особенно полезны
Не все отзывы могут принести пользу читателю: оценки без текста или отзывы типа «Всё хорошо» не позволяют оценить важные для соискателя критерии при выборе компании.
Как выглядит отзыв, который точно прочитают:
• средний по длине,
• актуальный,
• нейтральный по тону,
• нешаблонный,
• содержит информацию о зарплате,
• описывает контекст.
За несколько лет в компании может многое поменяться, поэтому чем свежее отзыв, тем он полезнее для соискателей. Шаблонные отзывы не несут в себе особой ценности, а отзывы, написанные слишком восторженным или, наоборот, негативным языком, формируют предвзятое отношение у читателя. Что касается зарплаты, здесь соискатели ориентируются не на конкретные цифры, а на соответствие вознаграждения уровню средней заработной планы по рынку
Важно отметить, что соискатели склонны оценивать совокупность отзывов, а не ориентироваться на какой-то один. Это позволяет отстраниться, комплексно оценить работодателя с учётом положительных и отрицательных мнений и сформировать, насколько возможно, непредвзятую оценку компании.
Что ещё важно знать про отзывы о работодателях
Анализируя результаты исследования, мы сделали ещё несколько важных выводов.
✓ Момент написания отзыва важен
Самые ценные отзывы, как правило, пишутся, когда сотрудник сформировал чёткое мнение о работодателе и не находится под влиянием сильных эмоций — как положительных, так и отрицательных.
Если у сотрудника происходит конфликт или есть другой негативный опыт с работодателем, написать негативный отзыв не составит труда. Это не только способ выговориться и предать огласке ситуацию, но и возможность предостеречь других сотрудников и соискателей от подобных ситуаций.
✓ Рамки и ограничения
Отзывы о работодателях, в отличие от отзывов о ресторанах и магазинах, имеют некоторые ограничения. Здесь меньше свободы и чаще всего авторы в отзывах о компаниях стараются придерживаться более или менее официального стиля повествования.
✓ Любовь к отзывам как характеристика человека
Людям, которые пишут и читают отзывы, не чужды такие личностные качества, как справедливость и ответственность. Отзывы помогают сформировать образ компании, а также предостеречь других соискателей от возможного неправильного выбора работодателя.
Как компаниям работать с отзывами на hh.ru
Работодатели могут использовать отзывы как мощный инструмент для привлечения соискателей, создания и поддержания положительного образа компании.
Вот несколько советов от команды hh.ru, как работать с отзывами на нашем сервисе.
✓ Не скрывайте отзывы
Скрытые отзывы вызывают обоснованные подозрения, что в компании не всё хорошо. Тем более, если работодатель скроет мнения о себе на hh.ru, отзывы о компании всё ещё можно будет найти на сторонних сайтах в интернете.
Честность работодателя — основа для формирования доверительного образа компании.
✓ Изучайте отзывы
Чтение отзывов действующих и бывших сотрудников может помочь исправить проблемы и улучшить репутацию компании.
Ответственные работодатели могут также учесть обратную связь и улучшить условия труда, а значит — повысить уровень удовлетворённости сотрудников.
✓ Не давите на сотрудников
Несомненно, попросить сотрудника оставить отзыв на hh.ru может каждый работодатель. Однако делать это нужно грамотно.
Не стоит склонять сотрудника к публикации исключительно положительного отзыва и тем более намекать на штрафные санкции, если работник этого не сделает. Просто попросите оставить честный отзыв и подсветить самые важные аспекты, по мнению самого респондента.
Напоминаем, что обилие положительных отзывов настораживает не меньше, чем отрицательные оценки, и может сформировать ощущение, что все отзывы накрученные и неправдивые.
А ещё не стоит настаивать: достаточно попросить один раз, без постоянных назойливых напоминаний. Давление может в итоге склонить сотрудника к написанию шаблонного отзыва, и тогда результат окажется не совсем таким, как вы задумывали изначально.
Главное правило: работайте с обратной связью и негативными отзывами, чтобы формировать положительный образ бренда, как можно чаще привлекать ценные кадры и увеличивать лояльность текущих сотрудников.
↩ На главную блога