Антон Каторгин, председатель студсовета РУДН: «Лидерство — приобретенное качество»

Антон Каторгин — яркий пример, как студент может построить серьезную карьеру в стенах учебного заведения. Накануне Дня студента мы поговорили с ним о его главных достижениях, какие качества помогли стать председателем студсовета и обладателем премии «Студент года», а главное — как воспитать в себе сильного лидера.
Антон Каторгин, председатель студсовета РУДН: «Лидерство — приобретенное качество»
  • Возраст: 22 года.
  • Образование: бакалавриат по специальности «Юриспруденция» юридического института РУДН, в настоящее время проходит обучение в магистратуре юридического института РУДН по специальности «Право в публичной политике».
  • С 2022 года — председатель Студенческого совета РУДН.

— В конце мая в РУДН пройдут очередные выборы председа. Пойдешь на второй срок? Ты же уже в магистратуре, вроде как не совсем студент.
— Положение о студенческом совете РУДН допускает возможность избираться и бакалавру, и магистру, и аспиранту. Пока не думал, заявлю ли свою кандидатуру. Хотелось бы дать дорогу следующему поколению. Но время покажет.

— До этого у тебя был управленческий опыт?
— Я был заместителем председателя комиссии по качеству образования студкомитета юридического института РУДН. После меня пригласили заниматься качеством образование уже на уровне всего университета. Решал в том числе проблемы студентов, которые возникают не только в процессе учебы, но и в быту. Руководил проектом «Кибердружина», который направлен на повышение правовой и информационной грамотности студентов и поддержание положительного имиджа РУДН в сети.

Антон Каторгин, председатель студсовета РУДН: «Лидерство — приобретенное качество»

— То есть, говоря карьерным языком, ты все это время находишься на позиции топ-менеджера.
— Возможно, что и так (улыбается).

— РУДН объединяет более 34 тысяч студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров из 160 стран мира. На тебя как на председателя его студсовета груз ответственности не давит?
— Скорее, это мотивация к тому, чтобы работать с наибольшей эффективностью.

— В прошлом году ты победил в московском этапе конкурса «Студент года» в номинации «Председатель совета обучающихся года». Был готов к первому месту, или оно стало для тебя неожиданностью?
— Не ожидал победы. Честно! Самым сложным было — презентовать себя жюри за три минуты. Приехал сонным, пока ехал в метро, судорожно прогонял свою речь. После выступления был уверен, что не только в тройку не войду, но и лауреатом не стану. Но, видимо, на фоне стресса поймал нужное настроение — самопрезентация понравилась комиссии, и перед церемонией награждения кураторы написали, что я один из кандидатов на победу и мне нужно присутствовать. Когда меня объявили, я понял, что мои усилия в должности председа, и вообще все годы учебы в университете, были не зря.

— В принципе проигрывать умеешь?
— Конечно. Отношусь к этому с большим пониманием, делаю выводы.

— Это одна из отличительных черт любого лидера. Вообще, как считаешь, лидерство — врожденное или приобретенное качество?
— Исходя из собственного опыта — приобретенное. В школе, быть может, обладал рядом каких-то лидерских качеств, но до поступления в РУДН никак себя не проявлял. В моем случае это самозапускаемый процесс. В какой-то момент появилось желание быть полезным для университета, когда хочется вершить важные дела, развивать скилы в том направлении, которым занимаешься. Например, будучи в комиссии по качеству образования, я подтягивал знания в этой области. Когда руководил менторским отделом ProMentor RUDN, изучал, как устроено наставничество. Сейчас у меня студенческий совет, который объединяет очень много разных направлений деятельности, начиная культурно-массовой и заканчивая работой с иностранными студентами. В каждой сфере я должен быть компетентен, чтобы давать правильные рекомендации лидерам студенческих сообществ. То есть идет непрекращающийся образовательный процесс.

— Когда ты понял, что обладаешь лидерскими навыками?
— Наверное, на первом курсе. У нас в университете работает волонтерский отдел OHANA. Его цель — помощь иностранным студентам подфака в социокультурной адаптации. На первом для меня выездном мероприятии — у нас это называется «школой» — были устроены развлекательные и образовательные квесты. Я решил попробовать себя в роли капитана команды. Меня поддержали. Вот этот груз ответственности, стремление к победе, желание быть впереди остались в голове. Ну а дальше как-то все само собой завертелось.

— Твоя сильная сторона как лидера?
— Думаю, стремление к инновациям. Я за постоянное развитие, повышение компетенций, новые возможности. Во мне постоянно живет желание менять мир.

— А самое слабое звено?
— Делегирование. Многие воспринимают этот навык как перебрасывание своих задач на чужие плечи. На самом деле, он про ответственность и умение передавать часть своих полномочий и прав другому человеку. В моем случае делегирование периодически хромает по той простой причине, что прежде чем что-то требовать от людей, их нужно этому обучить. А времени катастрофически не хватает, потому что постоянно нужно решать как-то срочные стратегические задачи. Но я активно работаю в этом направлении.

Антон Каторгин, председатель студсовета РУДН: «Лидерство — приобретенное качество»

— В твоих соцсетях я встретил такую запись: «Москва поражает амбициозными людьми со всех городов». На тебя как на уроженца Ульяновска это как-то повлияло?
— Сто процентов, причем в лучшую сторону. Я познакомился с людьми, которые рвутся совершать невозможное. Они научили стремиться к саморазвитию, нести ответственность за слова и поступки.

— К слову о соцсетях. Обратил внимание, что у тебя резко изменился контент: были посты на личную тему, ты рассуждал о музыке, и вдруг — исключительно общественная тематика. Это перемены в сознании или, как говорится, положение обязывает?
— На самом деле, я тоже это заметил. Публикация постов на общественные темы — это не обязанность. Скорее, душевный порыв и желание делиться своим мнением, наблюдениями.

— В одном известном фильме героиня-руководитель утверждает, что сложно управлять тремя людьми. Но, когда научишься их организовывать, дальше число уже не имеет значения. Согласен?
— Не совсем. Считается, что для эффективного управления численность команды не должна превышать 12–15 человек. Причем это относится и к крупным корпорациям, ведь в любой компании есть костяк топ-менеджеров: важно уметь грамотно ими управлять, чтобы они, в свою очередь, заводили механизмы в нижестоящих подразделениях. Скажем, в структуру студенческого совета РУДН входит президиум (43 руководителя) и аппарат (13 человек). Чтобы грамотно расставлять приоритеты, я выделил такую должность, как руководитель аппарата. Он помогает отслеживать выполнение задач и вести коммуникацию 24 на 7 с членами президиума.

— То есть твой мозг уже заточен на вертикальную карьеру?
— Вот так меня воспитали в стенах университета (улыбается).

— Могу предположить, что после вуза ты будешь строить карьеру в госслужбе.
— Да, планирую заняться молодежной политикой. Сейчас моя задача — достойно окончить магистратуру и уйти в аспирантуру, поскольку прекрасно понимаю, что на многих позициях в госслужбе без ученых степеней — никуда. Но параллельно стараюсь двигаться к намеченной цели. Пока есть внутреннее понимание того, что нужно проявлять себя в коммуницировании с теми специалистами, у которых я могу набраться знаний.

— У тебя был опыт поиска работы?
— Конечно. На hh.ru размещал резюме, искал работу официантом. Причем хорошо получалось — меня приглашали в разные рестораны родного Ульяновска.

Антон Каторгин, председатель студсовета РУДН: «Лидерство — приобретенное качество»

— Многие выпускники выходят из учебных заведений с голым резюме. У тебя — что ни строчка, то достижение. Работодатели ценят лидеров, поскольку они влияют на мотивацию, помогают развитию компании. Ощущаешь преимущества перед ровесниками, с которыми выйдешь на рынок труда?
— Честно говоря, пока не чувствую. Я реалист, не привык заглядывать так далеко. Но если говорить о рынке студенчества, на котором я сейчас и нахожусь, то, наверное, определенные преимущества участие в выстраивании моложеной политики все же дает. Как минимум, на психологическом уровне.

— Ты организатор проекта ProMentor RUDN, который направлен на формирование карьерной траектории и развитие профессиональных компетенций студентов. Знаю, что его концепт родился из почемучника первокурсника. Быть может, были какие-то идеи, которые ты подсмотрел на hh.ru?
— Кстати, да! Во-первых, на hh.ru многие компании регулярно публикуют стажерские вакансии. Мы изучили, какие требования предъявляются к начинающим специалистам, что от них требуется и каких результатов ждут, и теперь периодически вводим в органах студенческого самоуправления программу стажировок для первокурсников. Во-вторых, шаблон резюме для кандидатов на руководящие должности в органах студенческого самоуправления составляли исходя из критериев hh.ru.

— В одном из интервью ты сказал: «Студенческая жизнь — один из самых важных этапов становления человека на начале пути перед взрослым, неизведанным миром». Мир по-прежнему не изведан?
— С тех пор как я смотрел на мир глазами первокурсника, он уже, конечно, более исследован. Прежде всего, изменился круг общения. Точнее, укрепился. Часть команды сошла с корабля, который мы строили вместе. Но это обычное дело для любого коллектива. Зато не подвели те, в ком я был уверен на все сто.
Второе — это проектные инициативы, с которыми я когда-то вступал в должность председателя студсовета. Их получилось масштабировать, как и те, что в течение нескольких лет находились в стагнации.
И, наконец, это приобретенный управленческий опыт и понимание принципов, на которых строятся государственные компании. Например, познакомившись со структурой и системой управления университетом, мне стало легче строить гипотезы по работе высших государственных органов власти.

Записал Сергей Пустовойтов

Антон Каторгин, председатель студсовета РУДН: «Лидерство — приобретенное качество»

 

В статье использованы фотографии из личного архива Антона Каторгина