Профессиональный стандарт «Консультант в области управления персоналом»: что это значит для консультантов
⏱ 4 минуты полезного чтения
Рассказываем подробнее про новый профстандарт с Гули Базаровой, директором Московской школы практической психологии Московского института психоанализа и руководителем группы по разработке профессионального стандарта «Консультант в области управления персоналом».
Профессиональный стандарт для консультантов — зачем он нужен
Необходимость создания профстандарта для консультантов в области управления персоналом с каждым годом становилась всё более острой. Дело в том, что рынок HR-консультирования активно растёт, а специалисты, которые оказывают услуги в этой сфере, обладают весьма разными квалификацией и опытом. Из-за этого возникают определённые сложности:
— Работодатели не знают, какие компетенции и стаж работы должны быть у консультанта по управлению персоналом.
— Консультанты не понимают, что им нужно делать, чтобы быть востребованными.
Помимо этого, многие зарубежные компании и эксперты уходят (или могут уйти) с российского рынка, поэтому развитие собственной практики консультирования, повышение её конкурентоспособности и квалификации её участников стали крайне актуальны.
Кто и почему определил профессиональный стандарт
Профессиональный стандарт был сформирован на базе нормативных документов и требований законодательства по разработке профстандартов.
Знания, умения и опыт консультанта, указанные в документе, соответствуют потребностям российского рынка труда. Для того чтобы определить запрос, команда Гули Базаровой провела масштабное исследование:
- опрошено более 3000 экспертов рынка консультирования: бизнес-тренеры, руководители, карьерные консультанты, профессиональные сообщества, сотрудники вузов и другие представители HR-сферы;
- выявлены ключевые теории и практики консультирования в крупных международных и российских компаниях;
- изучены методологии, технологии, практики и опыт в консультировании среди заказчиков, их потребности и запросы, цели и иные факторы с учётом их отраслевой и организационно-правовой специфики.
Из полученных данных взяли усреднённые показатели, которые и легли в основу профессионального стандарта.
Что означает профессиональный стандарт для консультантов в области управления персоналом
Гули Базарова отмечает, что профстандарт — это не руководство к действию, а ориентир для консультантов и заказчиков консультационных услуг, который позволит повысить эффективность их сотрудничества.
Так, от консультантов не требуется получение обязательной сертификации, но добровольное прохождение оценки, вероятнее всего, повысит их конкурентоспособность.
Как соответствовать профессиональному стандарту
Согласно профстандарту, консультант должен окончить высшее учебное учреждение по основному профилю — управлению персоналом. А затем пройти обучение более узкой специализации, в зависимости от выбора будущей сферы деятельности. Получить соответствующее образование можно двумя способами:
- окончить бакалавриат по направлению «Управление персоналом» и пройти повышение квалификации по функциональной области управления персоналом;
- окончить бакалавриат и пройти дополнительные программы профессиональной переподготовки по функциональной области управления персоналом.
Помимо обучения, у специалиста должен быть стаж трудовой деятельности не менее пяти лет в функциональной области управления персоналом.
Как будет развиваться профессиональное образование консультантов по управлению персоналом
Поскольку постоянное получение новых знаний — это профессионально-квалификационная характеристика и потребность ориентированного на развитие консультанта, то спрос на качественное образование специалистов будет расти, считает Гули Базарова.
Кроме того, принятие профстандарта означает институциональное признание консультирования как вида профессиональной деятельности. Это значит, что образовательные программы в данной области будут совершенствоваться, а положения профстандарта послужат фундаментом для учебных программ в вузах на всех уровнях.
↩ К другим статьям